Программа психотерапевтической помощи несовершеннолетним, обнаруживающим признаки зависимости от интернета и мобильных устройств
Зависимость от персонального компьютера, игр, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему (Internet addiction, videogaming addiction, smartphone addiction, etc.), известна научному сообществу более 20 лет. Международные базы данных научных публикаций ежегодно пополняются тысячами статей [1, 2], посвященных разработке критериев зависимости, определению клинических границ ее отдельных вариантов, клиническим описани-ям отдельных типичных и казуистических случаев и, разумеется, подходами к фармакологической и психотерапевтической помощи [3]. Год от года у специалистов, занимающихся исследованиями, ме-няются приоритеты. Так, например, если несколь-ко лет назад среди препаратов, рекомендуемых для купирования влечения к сетевой активности доминировали антидепрессанты группы СИОЗС – эсциталопрам, флувоксамин и сертралин [6], то в последние годы их место прочно заняли бупро-пион – атипичный антидепрессант, селективный ингибитор обратного захвата норадреналина и до-фамина и амфетамины [7]. В психотерапии интер-нет-аддикции в последние годы большинство работ посвящено когнитивно-поведенческой терапии, однако встречаются работы, в которых хорошие результаты были достигнуты с использованием тренингов, семейной терапии, в военно-спортив-ных лагерях, в рамках терапии творческим само-выражением [4, 8].
Цель исследования – описание разработанно-го оригинального подхода к психотерапии детей и подростков, обнаруживающих зависимость от интернета.
Материал и методы
Исследование проведено в ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» МЗ РФ на клинической базе Неврологического отделения КДЦ Морозовской детской городской клинической больницы ДЗМ. Исходную эмпирическую базу ис-следования составили 220 несовершеннолетних в возрасте от 9 до 17 лет (133 юноши и 97 деву-шек), обнаруживающих признаки зависимого от интернета поведения. Основными методами ис-следования были клинико-феноменологический и клинико-психопатологический, в ряде случаев для верификации психического состояния использо-вался экспериментально-психологический метод. В психотерапевтическую работу были включены 88 подростков в возрасте от 11 до 17 лет (61 юно-ша и 27 девушек). Критериями включения являлись наличие интернет-зависимости 1 или 2 стадии (со сформированным влечением к сетевой активности и устройствам, обеспечивающим сетевой доступ, с утратой контроля за сетевой активностью, с нали-чием (у 34 подростков) признаков абстиненции, с повышением толерантности и элементами социаль-ной депривации) и отсутствие иных психических расстройств, а также согласие несовершеннолет-них и их родителей на терапию. Терапевтическая работа включала в среднем 6–8 индивидуальных встреч и групповую программу из 8 встреч. Общая продолжительность терапевтической работы с каждым участником программы составила 4 месяца.
Результаты
Психотерапевтическая работа проводилась в два этапа. На первом этапе (6–8 индивидуальных встреч) проводилось обучение несовершеннолет-них аутогенной тренировке 1 ступени (АТ-1). Хорошо зарекомендовала себя модификация АТ-1 по М.С. Лебединскому и Т.Л. Бортник с рядом из-менений. Занятия продолжались по 1 ч, 1 раз в неделю. Во время каждого занятия совместно с врачом проговаривается вся формула АТ-1. Между встречами с врачом дети ежедневно занимаются самостоятельно. Для усиления эффекта АТ перед занятием осуществляется работа в технике дыха-тельной гимнастики «Океан» по В.В. Макарову, параллельно использовались техники мышечной релаксации, что позволяло быстрее приобретать навыки АТ. На первой встрече основное время уделялось обучению консолидации внимания и вызыванию чувства тепла и тяжести в конечно-стях и во всем теле. В качестве усиливающего компонента применяется техника прогрессивной мышечной релаксации. Вторая и третья встреча были посвящены регуляции вегетативных прояв-лений (темп дыхания, сердечный ритм). На четвертой и пятой встрече большинство подростков уже достигали состояния аутогенного погружения с высоким уровнем внутреннего контроля, актив-ной концентрацией внимания, целенаправленным, сфокусированным на аспектах своего состояния мышлением, выраженной, глубокой релаксацией. В данном состоянии становилась возможной эффективная аутосуггестия, проводящаяся с исполь-зованием структурных элементов формулы АТ-1 нейтрализирующего (направленного на влечение к ПК и мобильным устройствам) и поддерживаю-щего (направленного на сознательно выбранный ребенком тип активности) характера. На шестой-седьмой встрече в работу включались элементы АТ-2, в первую очередь визуализация образов, связанных с позитивным мировосприятием, под-ростки задавали образам вопросы экзистенци-ального характера. Последняя встреча данного этапа терапии была посвящена анализу врачом совместно с ребенком (возможно – с привлече-нием родителей) дневниковых записей, с ребен-ком, переходящим на групповой этап работы, со-ставлялся терапевтический договор (обязанности ребенка, желаемые результаты терапии). После успешного выполнения программы первого эта-па подростки включались в состав терапевтиче-ской группы. Из 88 подростков, приступивших к индивидуальной терапии, на групповой этап были переведены 74. Причины отказа от терапии (как правило, после 2–3 индивидуальных встреч) были в основном связаны с организационными пробле-мами у родителей (далеко добираться до клиники, нет возможности отпрашиваться с работы и т. д.), реже – с категорическим отказом детей проходить терапию (5 случаев).
Дети, подошедшие ко второму этапу терапии и включенные в терапевтическую группу, к этому моменту уже претерпевали существенную положи-тельную динамику. Во-первых, у них существенно сокращалось время, проведенное в работе с ПК. В ходе 1,5–2 месяцев индивидуальной терапии перед детьми ставилась задача перевода сете-вой активности с мобильного устройства на ПК. В этот же период усилиями родителей и третьих лиц (в том числе педагогов) у ребенка формиро-вались навыки альтернативного взаимодействия с компьютером (дети, за редким исключением, не владели программами, позволяющими заниматься творчеством, хобби, не знали простых алгоритмов для пользования поисковыми системами и т. д.). В среднем к концу индивидуального периода терапии дети проводили за экраном 1,5–2 ч ежедневно (это время превышает допустимое по гигиениче-ским нормам), вместо 6–8 ч в начале терапии, при-чем на игры, социальные сети приходилось не бо-лее половины этого времени. Сетевая активность контролировалась взрослыми членами семьи, внутрисемейный договор регламентировал систему положительных и отрицательных подкреп лений. Во-вторых, у детей, в силу освободившегося вре-мени, появлялись другие, не связанные с ПК занятия, в том числе творчество и спорт. В ходе живого общения со сверстниками происходила структуризация личностных запросов, своего рода «ревизия» точек аутоидентификации. Ко второй стадии терапии дети подходили со сформирован-ным запросом, они сознательно нацеливались на определенный, строго индивидуальный, личност-но определенный характер изменений.
В ходе терапевтической работы родители получали подробные инструкции, некоторые (по собственной инициативе) сами обучались АТ и вели дневники. Заинтересованное и неравнодушное от-ношение родителей приносило свои плоды – по-ведение детей, родители которых включались в терапевтическую работу, стабилизировалось быстрее, абстинентные реакции протекали мягче и были короче.
На втором этапе (8 групповых встреч) в начале каждой встречи проводился групповой сеанс АТ. Затем проводилась групповая встреча, в рамках которой участники обсуждали свое текущее со-стояние, проговаривали свои переживания, сооб-щали об успехах и неудачах лечебного процесса, отчитывались о выполнении домашних заданий.
В ходе терапии формировалась диссоциация в структуре аддиктивной личности двух «Я»: одно «Я» – слабое, зависимое от ПК, от игры, не зна-ющее альтернативных форм работы с компьюте-ром; другое «Я» – сильное, знающее цену свое-му слову, принявшее на себя ответственность, соблюдаю щее договор.
Основная задача этого этапа по сути сводилась к диссоциации «Я», в основе которой лежала трансформация «Эгосинтонической позиции» по отношению к зависимости в «Эго-дистоническую позицию», когда индивид может самостоятель-но контролировать свое влечение, сознательно контролировать свое состояние и бороться с аб-стинентной симптоматикой. Особенно важным те-рапевтическим приемом являлась заимствован-ная из практики поведенческой терапии техника десенсибилизации «insensu», мишенью работы по десенсибилизации были ситуации разлучения с персональным компьютером или мобильным устройством. После достижения состояния рассла-бления (подростки, освоившие АТ-1, легко дости-гают его за 1–2 мин) пациенты вызывали (визуа-лизировали) образы ПК, мобильного устройства, сцены игр, детали интерфейса сетевых сервисов. Главная задача на данном этапе была научиться наблюдать их без напряжения, без тревоги, без возбуждения – нейтрально и отстраненно. В слу-чае возникновения тревоги, ажитации пациент открывал глаза, снова достигал полного рассла-бления, снова визуализировал образ. В ряде слу-чаев десенсибилизации было необходимо под-вергать целый ряд значимых образов, например «компьютер – включенный компьютер – запуск игры – типичные сцены игры (их может быть не-сколько) – победа в игре». Использовались тех-ники «пресыщения» insensu. Как правило, в план работы группы включались 1–2 поведенческих тренинга, направленных на отработку навыков установления межличностных отношений. После окончания каждой групповой встречи для под-ростков и родителей проводились краткие инди-видуальные консультации в свободном режиме.
После окончания терапии в группах все без исключения подростки и их родители отмечали су-щественные позитивные изменения в состоянии. Во-первых, время, проводимое ежедневно за ком-пьютером, составляло теперь в среднем около 1 ч в день. Во-вторых, работа за компьютером ста-ла носить характер необходимой и достаточной: выполнялись в основном те действия, в которых компьютер и его ПО выполняют инструментальную роль. В-третьих, взаимодействие со сверстниками происходило теперь в режиме реального обще-ния. Кроме школы большинство детей посещали спортивные секции, клубы по интересам, многие часто ходили с друзьями в кино, на прогулки, ка-тались на велосипеде и т. д. В-четвертых, улучши-лась академическая успеваемость, появились хоб-би, со слов педагогов, улучшилось и поведение на уроках. По данным катамнеза, через полгода стойкая ремиссия сформировалась у подростков, обнаруживавших 1 стадию зависимости, в 91% (41 ребенок из 45 в данной группе) случаев, у обнаруживавших вторую стадию зависимости – в 82% случаев (24 ребенка из 29 в данной группе). Причины рецидивов – стрессовые ситуации, ссоры с друзьями и партнерами, конфликты в школе и дома, в одном случае – длительная соматическая болезнь (вынужденная изоляция).
Выводы
Таким образом, нами был разработан доступный для клинического использования и показавший высокую эффективность метод краткосрочной клинической психотерапии зависимости от ин-тернета и мобильных устройств, обеспечивающих сетевой доступ. Подобное психотерапевтическое вмешательство может быть использовано в работе с подавляющим большинством преморбидно пси-хически здоровых детей и подростков, обнаружи-вающих интернет зависимость.
Пережогин Л.О. Программа психотерапевтической помощи несовершеннолетним, обнаруживающим признаки зависимости от интернета и мобильных устройств. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 96-99)
ЦЕНЫ НА УСЛУГИ КЛИНИКИ ДОКТОРА ЛЕБЕДЕВА. ПОЛНЫЙ ПРАЙС
РЦ "Петровский" Московская область
Реабилитационный центр для наркозависимых «Петровский», располагается в Московской области, это анонимная социальная реабилитация для проведения широкого спектра восстанавливающих мероприятий при лечении от наркозависимостей.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Наши специалисты индивидуально подбирают методы реабилитации для наркозависимых. К конце занятий у зависимого полностью меняются приоритеты, восстанавливается нормальный моральный облик, налаживаются отношения в семье, появляется четкое осознанное желание к трезвой жизни.
Формирование новой системы ценностей - одна из основ выздоровления наркозависимого.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
РЦ "Развитие" г. Ярославль
"Развитие" - частный реабилитационный центр, расположенный в уютном загородном доме. Окружающая обстановка как нельзя лучше способствует восстановлению сил, душевного равновесия и общему равновесию организма.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Мы находим индивидуальный подход и выстраиваем доверительные отношения со всеми подопечными. Уникальная программа реабилитации в РЦ "Развитие" прошла независимую сертификацию и была высоко оценена экспертами в наркологии.
Наш центр предоставляет комплексные услуги, среди которых есть совершенно уникальные авторские программы по лечению игровой, наркотической и алкогольной зависимостей.
Скачать программу pdf
заказатьРЦ "Результат" г. Орел
У нас уютный и просторный особняк со своей ухоженной, благоустроенной территорией. Комфортабельное здание с просторными, светлыми комнатами и всеми необходимыми бытовыми условиями.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Мы проводим комплексное лечение по передовым методикам: Дейтоп, 12 шагов, Миннесотская модель, ТС, метод Маршака. Цель нашей терапии состоит в том, чтобы помочь каждому пациенту полностью преодолеть зависимость на физическом и психологическом уровне.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
РЦ "Развитие" г. Тула
Мы награждены почетной грамотой за активную деятельность по формированию системы социальной системы реабилитации наркозависимых. в РЦ "Развитие" Тула обеспечены все необходимые условия для комфортного проживания и физического и психоэмоционального восстановления.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
В рамках нашей программы мы используем различные методики, которые позволяют зависимому человеку: научиться жить трезвым, отслеживать раздражители, поменять негативную модель мышления, усвоить и принять за основу общечеловеческие ценности, сознательно принять решение о ведении здорового образа жизни, сохранить устойчивые положительные изменения на долгие годы.
Скачать программу pdf
заказатьРЦ "Рига" Московская область
В нашем социально реабилитационном центре ведется активная работа, направленная на терапию последствий употребления алкогольных и наркотических средств и ресоциализацию зависимых людей. Мы не только улучшаем физическое и психическое здоровье пациентов, но и учим как не вернуться к болезни по возвращении домой.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
В терапевтические мероприятия входят: индивидуальные консультации и занятия с психологом, групповая психотерапия, тренинги, общеобразовательные лекции, методы социальной реабилитации.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
РЦ "Основа" г. Подольск
Реабилитационный центр "Основа" проводит комплексную терапию и реабилитацию от алкоголизма и всех видов наркомании. У нас созданы все условия для комфортного прохождения реабилитации. РЦ "Основа" имеет награды за большой вклад за оздоровление нации и борьбу с наркоманией.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Мы придерживаемся современных методик психологического и социального воздействия на зависимых от алкоголя, наркотиков и медицинских препаратов. Подбираем к каждому клиенту индивидуальный курс, исходя их его физических особенностей, возраста, пола, срока употребления психоактивных веществ.
Скачать программу pdf
заказатьРЦ "Старт" г. Калуга
Наш центр работает по программе "Вершина", входящей в состав Национального союза реабилитационных центров (НСРЦ). Принцип программы: реабилитация наркозависимых по всем аспектам жизни человека: биологическое восстановление, социальная адаптация, психологическое лечение, духовное воспитание.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
У нас используются разные варианты прохождения реабилитации: стандартная реабилитация, реабилитация с индивидуальным пакетом услуг, индивидуальная реабилитация с пакетом телесная терапия. Все пациенты получают поддержку сертифицированного практикующего психолога.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
РЦ "Крюково" Московская область
Реабилитационный центр "Крюково" проводит комплексную терапию и реабилитацию от алкоголизма и всех видов наркомании. У нас созданы все условия для комфортного прохождения реабилитации. РЦ "Крюково" имеет награды за большой вклад за оздоровление нации и борьбу с наркоманией.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Мы придерживаемся современных методик психологического и социального воздействия на зависимых от алкоголя, наркотиков и медицинских препаратов. Подбираем к каждому клиенту индивидуальный курс, исходя их его физических особенностей, возраста, пола, срока употребления психоактивных веществ.
Скачать программуpdf
заказатьРЦ "Пушкинский" г. Санкт-Петербург
У нас есть всё для вашего выздоровления. Принцип программы: реабилитация наркозависимых по всем аспектам жизни человека: биологическое восстановление, социальная адаптация, психологическое лечение, духовное воспитание.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
У нас используются разные варианты прохождения реабилитации: стандартная реабилитация, реабилитация с индивидуальным пакетом услуг, индивидуальная реабилитация с пакетом телесная терапия. Все пациенты получают поддержку сертифицированного практикующего психолога.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
РЦ "Свитино" Московская область
Реабилитационный центр "Свитино" проводит комплексную терапию и реабилитацию от алкоголизма и всех видов наркомании. У нас созданы все условия для комфортного прохождения реабилитации. РЦ "Свитино" имеет награды за большой вклад за оздоровление нации и борьбу с наркоманией.
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Скачать программу pdf
заказатьA title
Image Box text
Мы придерживаемся современных методик психологического и социального воздействия на зависимых от алкоголя, наркотиков и медицинских препаратов. Подбираем к каждому клиенту индивидуальный курс, исходя их его физических особенностей, возраста, пола, срока употребления психоактивных веществ.
Скачать программуpdf
заказать